Без придыхания и архаичной торжественности

09.09.2019
1430
0
0
Без придыхания и архаичной торжественности

Главный политический проект Токаева стартовал

 

Итак, главный и, пожалуй, самый обсуждаемый политический проект президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА – Национальный совет общественного доверия – успешно стартовал. 6 сентября состоялось его первое заседание.

 

Наиболее интересные тезисы и предложения членов Нацсовета уже, что называется, разошлись на цитаты. Однако куда важнее метасообщения и подтексты прошедшего заседания: это и принципиальное обновление формата публичных мероприятий с участием главы государства – без пиетета, без напускной торжественности. И новая роль власти в гражданском диалоге как модератора процесса, а не последней инстанции.

 

Бурное обсуждение, действительно, вызвало выступление известного экономиста, члена рабочей группы по экономике Рахима ОШАКБАЕВА. Во-первых, он указал на удручающие показатели Единого накопительного пенсионного фонда, за время существования которого (2013-2018 гг.) накопленная инвестиционная доходность составила 56,1%, а накопленная инфляция – 56,5%. При всей неэффективности административные расходы АО «ЕНПФ» составляют 20 млрд тенге ежегодно. «Мне очень тяжело представить, на что можно потратить 20 млрд тенге адмрасходов», - отметил экономист.

 

Еще один тезис из выступления Р. Ошакбаева о том, что «за последние десять лет государство оказало банкам прямой и косвенной поддержки более 20 млрд долларов США», особенно ярко прозвучал на фоне распространенной недавно в СМИ информации о баснословных бонусах членов правления казахстанских банков второго уровня за 2018 год. «Если смотреть строго на госрасходы, то можно прийти к выводу, что банки – это самая субсидируемая отрасль экономики», - констатировал экономист.

 

Пожалуй, самыми ожидаемыми были предложения рабочей группы по политической модернизации. Однако выступление известного политолога Айдоса САРЫМА было достаточно сдержанным и лапидарным – как и в послании президента реформы, направленные на политическую модернизацию, были обозначены, скорее, пунктиром.

 

В то же время пятерка законов, требующих, по мнению казахстанской общественности, изменений в первую очередь, в выступлении А. Сарыма прозвучала – это законы «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан», «О политических партиях», «О средствах массовой информации», «О выборах в Республике Казахстан», «О Парламенте и статусе его депутатов».

 

Главные спорные вопросы и болевые точки казахстанской политсистемы в предложениях рабочей группы по политической модернизации также были зафиксированы. Это и введение уведомительного характера проведения митингов (поправки в Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан»); и снижения цензов для создания политической партии и ее государственной регистрации (Закон «О политических партиях»); и декриминализация клеветы (Закон «О средствах массовой информации»); и возврат к смешанной системе выборов в парламент и маслихаты, снижения порога прохождения в Мажилис для политических партий, а также переход к прямым выборам акимов сельских округов и районов (Закон «О выборах в Республике Казахстан»).

 

Наконец, было предложено скорректировать Закон «О Парламенте и статусе его депутатов» в сторону большей независимости законодательного органа от исполнительной власти, соблюдения прав парламентской оппозиции и транспарентности деятельности парламента.

 

Вероятно, казахстанское общество ожидало от рабочей группы по политической модернизации большей духовитости и решительности. Однако, по-видимому, именно в сфере политических реформ лежат наиболее глубокие противоречия между ожиданиями общества и интересами политического истеблишмента – достаточно, вспомнить, какая жесткая отповедь в адрес мажоритарной избирательной системы прозвучала на заседании политбюро партии NurOtan. Видимо, члены Нацсовета намерены не форсировать события в этой сфере.

 

В целом можно выделить три акцента прошедшего заседания Нацсовета.

 

Во-первых, обращает на себя внимание обновляемый формат публичных мероприятий с участием главы государства в Казахстане. Безусловно, заседание прошло на должном, приличествующем статусу его участников уровне, однако без утомительной и архаичной торжественности. Очевиден рабочий настрой как самого президента, так и членов Нацсовета, которые обращались к главе государства с уважением, но без придыхания и пиетета. Власть в таком формате выглядит приземленнее и доступнее, способной слушать и слышать критику.

 

Во-вторых, программные установки озвучил, прежде всего, сам президент. Токаев в очередной раз обозначил свою приверженность постепенным и обдуманным, а не скачкообразным реформам. «Политические реформы мы будем осуществлять без забегания вперёд, продуманно и постепенно, но и не отставая… Реформы будут проводиться не ради реформ… Нужны новые решения старых проблем», - подчеркнул Токаев. Эти тезисы перекликаются и с прозвучавшей в его Послании мыслью о том, что «бессистемная взрывная политическая либерализация приводит к дестабилизация внутриполитической ситуации и даже к потере государственности», и с месседжами Елбасы о том, что казахстанское общество пока не готово к западным образцам демократии, которые он сделал на расширенном заседании политсовета Nur Otan.

 

Таким образом, Токаев еще раз продемонстрировал приверженность консервативному реформаторству.

 

Наконец, выступления членов Нацсовета показали, что наиболее принципиальные и ожесточенные дискуссии в рамках этого органа будут вестись, скорее всего, не в плоскости «власть – гражданское общество», а между самим представителями гражданского общества. Так заметно диссонировали выступления членов рабочей группы по экономике – экономиста Рахима Ошакбаева как сугубо прагматичное и строго подкрепленное цифрами и общественника Мухтара ТАЙЖАНА как крайне консервативное и идеально ретранслирующее фобии – гражданский активист предложил запретить не только продажу земли, но и сдачу ее в аренду иностранцам.

 

Очевидно, что составу Нацсовета предстоит долгий процесс согласований позиций и поиска консенсуса по многим принципиальным вопросам в рамках рабочих групп. В случае, если в рамках Совета удастся выработать единую консенсусную гражданскую платформу, а власть выступит модератором этого процесса – это будет еще один отложенный долгосрочный эффект от главной политической инициативы К-Ж. Токаева.

 

Жанна ТУЛИНДИНОВА

 

Автор:

Культурологические ведомости

Культурологические ведомости
09 Сентябрь 2019
1430 просмотров
0 комментариев
0 Поделились
Похожие статьи
Все правильно, Касым-Жомарт Кемелевич, все правильно!
Накануне истек ровно месяц, как в Казахстане произошло историческое событие, важность которого многим еще только предстоит осмыслить. Именно оно послужило отправной точкой к тому, что на должность нового главы......
Читать далее
Токаев начинает и… выигрывает
Первые недели пребывания Касым-Жомарта ТОКАЕВА на посту избранного президента Казахстана стали для него испытанием на прочность и лидерство. Чрезвычайная ситуация в Арысе и экстренная эвакуация 44-тысячного нас......
Читать далее
Новый ковчег Касым-Жомарта Токаева
На этой неделе стал известен состав Национального совета общественного доверия при президенте Казахстана. Полагаем, что он оказался наиболее оптимальным. Ведь, с одной стороны, там нет ни одного лица, вызывающе......
Читать далее
Новая концепция Нур-Отана: молодое вино в старые мехи
В чем кроется главный дефект казахстанской системы принятия решений, который не даст свершится любому благому начинанию   Недавно первый заместитель председателя партии «Нур-Отан» Бауыржан Ба......
Читать далее
Вперед, Касым-Жомарт Кемелевич, только вперед!
Как прочитать сильное послание и остаться в истории со знаком «плюс»     Президентское послание Касым-Жомарта Токаева, которое он должен дать завтра – 2 сентября 2019 года, ожидает......
Читать далее
Токаев повышает ставки: грядет ли ревизия фонда «Самрук-Казына»?
2 сентября президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ выступил с первым в своей президентской карьере Посланием народу Казахстана.   Осенний политический сезон стартовал в нынешнем году еще до наступления......
Читать далее
«Казахстан в новых политических реалиях: тренды и перспективы»
ПРЕСС-АНОНС Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в пресс-конференции, посвященной презентации аналитического доклада: «Казахстан в новых политических реалиях: тренды и перспективы», к......
Читать далее
Токаев вывел элиту Казахстана за рамки госзакупок
Штаты госструктур и нацкомпаний республики ужмут на четверть   Вначале политика, потом экономика – в таком порядке поставил задачи парламенту и правительству президент Казахстана Касым-Жомарт Токае......
Читать далее
Три сценария развития Казахстана в новых политических реалиях. Презентация аналитического доклада
5 сентября в г. Нур-Султане состоялась презентация аналитического доклада «Казахстан в новых политических реалиях: тренды и перспективы» подготовленнего Казахстанским Центром Аналитических Исследова......
Читать далее
Комментарии
лучшее в рубриках
на e-mail рассылку
о выходе новых статей
kazvedomosti.kz © Все права защищены 2019
Разработано в: #